Это интервью впервые появилось в журнале «Не улетай» Одесского благотворительного фонда «Дорога к дому» (Украина) в апреле 2019 года
У нас в гостях побывал Даниил Кашницкий, менеджер по развитию потенциала сообществ из Европейской коалиции по борьбе с туберкулезом. На протяжение трех дней Даниил находился в Одессе и изучал наш опыт активного выявления людей с туберкулезом. Даниил нашел время, чтобы ответить на вопросы нашего издания.

Только подходы, основанные на заботе, уважении и мотивации к здоровью, могут побудить человека начать, а главное, завершить лечение!
Даниил, расскажи в чем заключается деятельность Европейской коалиции по борьбе с ТБ?
Европейская коалиция против туберкулеза (ЕКТБ) была создана как сетевая организация гражданского общества европейского региона ВОЗ в 2009 году. С 2018 года появился секретариат организации; офис расположился в Киеве, чтобы быть ближе к региону Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), где сосредоточены основные проекты ЕКТБ и основные проблемные стран европейского региона ВОЗ. У ЕКТБ два основные задачи – развитие потенциала активистов в адвокационной деятельности, включая поддержку мероприятий и информационных кампаний в сфере туберкулеза на национальном и международном уровне, а также развитие потенциала организаций в предоставлении услуг.
Ключевые направления деятельности связаны с тремя темами: бюджетная адвокация – здесь имеется в виду, в первую очередь, вопрос перехода противотуберкулезных услуг на национальное финансирование (для Украины сейчас это крайне животрепещущая тема, но о ней я скажу чуть позже). Вторая тема – права человека. Здесь мы говорим и о доступе к услугам, ориентированным на потребности человека. И третья тема – поддержка в доступе к новым и эффективным методам диагностики и лечения в помощь врачам, общественным организациям и людям, проходящим лечение от туберкулеза.
В чем заключается поддержка ЕКТБ организаций гражданского общества?
Если коротко, то основной фокус поддержки направлен на активное участие гражданского общества в формировании национальных противотуберкулезных программ, помощь в развитии парламентских платформ по борьбе с туберкулезом и развитие сообществ активистов, переживших туберкулез. Если смотреть с позиции международных процессов, то мы помогаем гражданскому обществу активно добиваться выполнения обязательства своих стран в достижении целей политической декларации ООН, принятой в сентябре 2018 г по снижению уровня смертности и заболеваемости от ТБ.
Расскажи о работе программ противодействия ТБ в странах региона ВЕЦА. Где их работа действительно приносит результат и где они вообще не работают.
Я бы сначала хотел уточнить, что мы считаем успехом в контексте нашей деятельности: это в первую очередь, участие гражданского общества в программах приверженности к лечению и в активном поиске новых людей с туберкулезом. Здесь некоторых успехов достигли такие страны, как Украина, Кыргызстан, Молдова, в основном, за средства Глобального Фонда и некоторых других международных доноров.
Однако для того, чтобы говорить об устойчивом успехе, данные программы должны стать частью системы государственного финансирования. Учитывая, что в странах региона активно проходит реформа противотуберкулезной службы, которая предполагает расширение амбулаторной модели лечения туберкулеза, возрастает роль социальной поддержки для полного и успешного излечения. Именно общественных организации во многих странах мира успешно предоставляют эти услуги. Поэтому так важны программы государственного социального, с помощью которых государство может компетентно и прозрачно отбирать НПО для оказания медико-социальной помощи. В регионе ВЕЦА подобные программы уже начали реализовываться в Казахстане два года назад. В Украине в 2019 году должны начаться программы государственного социального контрактирования в сфере ВИЧ и туберкулеза. При запуске системы государственного социального заказа критически важна роль гражданского общества с нескольких позиций: участие в планировании и мониторинге услуг, собственно, выполнение социального контракта и, наконец, давление на государство в случае не выделения средств в достаточном объеме, что, как вы понимаете, весьма возможно.
В целом, если смотреть на регион, я с болью думаю об уходе Глобального фонда. С одной стороны, давно пора, и мы знали с точностью до доллара, когда международная помощь закончится, но с другой стороны, я вспоминаю опыт каждой до единой страны, где переход уже привел к резкому сокращению программ профилактики и сопровождения, в первую очередь, среди уязвимых групп, и мне от этого становится больно.
В логике перехода на национальное финансирование нас, представителей сообществ и гражданского общества, ставят на одну планку с лицами, принимающими решения. Но между нами часто сохраняется большая ценностная дистанция, а диалог пока весьма хрупкий.
Если мы лишены доступа к жизненно важным услугам и права на уважение и безопасность, что нам до того, что в странах нашего региона валовый внутренний продукт на душу населения достиг среднего уровня развития? Мы с большим трудом соотносим себя с этим мало имеющим к нашей повседневности экономическим показателем, а доноры, хоть и с оговорками, но опираются на него при планировании своих приоритетов.
В эпоху стремительно усиливающегося экономического неравенства, когда 42% мирового богатства сосредоточено в руках одного процента населения, почему не подумать о том, чтобы донорское финансирование программ для уязвимых групп было более устойчивым? – как долгосрочное обязательство сильных мира сего по отношению к тем, кому повезло чуть меньше.
Я думаю, что для нашего региона необходимо активно вести адвокацию национального финансирования, но не забывать и про пополнение международных фондов, в первую очередь, Глобального Фонда. Как говорится, на бога надейся, а сам не плошай.
Даниил, а каковы основные проблемы и трудности, которые приходится преодолевать в лечении ТБ в странах региона ВЕЦА.
Основные трудности в преодолении эпидемии – выявление всех людей, больных туберкулезом, обеспечение того, чтобы все начали лечение и сохранение приверженности во время длительного лечения. Это трудности связаны не столько с нехваткой препаратов и квалифицированных докторов, но с недостатком медико-социальной помощи, которую во всем мире оказывают общественные организации. Чтобы достичь показателей стратегии ВОЗ по ликвидации туберкулеза (EndTBStrategy) необходимо достичь 10% годового снижения уровня заболеваемости к 2025 году. В 2015 году, когда стратегия была принята ВОЗ, снижение заболеваемости было лишь на уровне 2%. Мы понимаем, что без существенного увеличения финансирования и осознания руководством государств незаменимой роли гражданского общества в ликвидации ТБ, эти цели просто не будут выполнены. Именно поэтому, говоря о любом аспекте закупки лекарственных препаратов, лечения, инфекционного контроля, диагностики и социального сопровождения мы все время возвращаемся к вопросу о сильном гражданском обществе, которое способно оказывать эффективные услуги наиболее социально-уязвимым людям в поддержку усилий национальных противотуберкулёзных программ, сотрудничать и требовать справедливой и качественной помощи для всех, кто в ней нуждается.
Поделись своими впечатлениями от увиденного в Одессе.
Я впечатлен высокими стандартами работы БФ «Дорога к Дому» в активном выявлении людей, больных туберкулезом. Впечатляет высокий уровень координации с противотуберкулезной службой, уважение к клиентам программы и безусловный фокус на работу с самыми «сложными» клиентами. Только подходы, основанные на заботе, уважении и мотивации к здоровью, могут побудить человека начать, а главное, завершить лечение. В Одессе это хорошо понимают и в благотворительном секторе, и в Одесском областном центре социально значимых болезней. С одной стороны, бросается в глаза огромное количество бездомных людей на улицах города, но радует разветвленная сеть кормления и других доступных услуг. Радует, что городская полиция не гоняет бездомных. Очень важно, что лечение туберкулеза в Одесской области доступно для внутренних и международных мигрантов. Это большое достижение, что человеку не обязательно иметь паспорт с местной регистрацией для начала и продолжения лечения на амбулаторном этапе. Проблем много, есть, как я уже говорил, тревожность по поводу устойчивости программ, но самое главное условие выполняется: человек должен знать, что к нему относятся как к человеку. Только тогда он сам будет ценить свое здоровье и здоровье окружающих. А это главное, что нам необходимо для ликвидации туберкулеза.
Артем Зверьков

Данный блог является результатом деятельности, финансируемой в рамках операционного гранта Программы здравоохранения Европейского Союза (2014-2020). Содержание данного блога представляет взгляды исключительно автора, и автор несёт за него полную ответственность; блог никоим образом не может отражать взгляды Европейской комиссии и/или Исполнительного агентства по вопросам потребителей, здоровья и продуктов питания или любого другого органа Европейского Союза. Европейская комиссия и Агентство не несут ответственности за возможное использование информации, содержащейся в нём.

